Программа просвещения родителей

2

Содержание
Пояснительная записка

Страница 3

1.Характеристика планируемых результатов в
деятельности педагогов и родителей

Страница 6

2.Модель взаимодействия с родителями

Страница 8

3. Направления и формы взаимодействия с родителями

Страница 9

4. План проведения родительского просвещения на 20232024 учебный год

Страница 11

3

Пояснительная записка
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в
жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней
бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка,
приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ
«Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое,
что закладывает фундамент полноценного развития личности. Семья представляет
собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят
стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит
физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье
как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на
роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и
образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и
ДОО в образовательном процессе.
В настоящее время семья в Российской Федерации переживает
противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные
ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается
количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния
семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о
браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается
процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей
родным не является и т.п.).
4. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных
учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к ДОУ,
имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам,
неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психологопедагогической культуры родителей и т.п.).
Таким
образом, необходимость возвращения к педагогическому
просвещению родителей обусловлены рядом причин:

потребностями современного общества, характерной особенностью которого
является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения
взаимодействий семьи ДОУ в процессе формирования ценностных ориентиров у
подрастающего поколения);
 инновационным опытом воспитания подрастающего поколения нового столетия;
 открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том
числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более
эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи,
построения новых отношений между институтом семьи и ДОУ. А для этого

4

необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к
собственному педагогическому образованию, повышению педагогической
культуры, связанной:
 с запросами и потребностями развивающейся личности воспитанника;
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического
просвещения.
Педагогическое просвещение родителей понимается нами как:
 система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют
выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
 особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в
решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и
психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
 процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей
достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Т.е. разнообразные формы взаимодействия педагогов образовательной
организации и родителей для передачи и распространения знаний и культуры.
Основная цель взаимодействия педагогов и родителей – объединение усилий
семьи и ДОО по вопросам образования и воспитания детей на основе установления
партнерских отношений между всеми участниками образовательных отношений,
объединение их в одну команду, создание единого пространства для развития
ребенка.
Задачи:
способствовать стимулированию мотивации родительской активности в
решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями
воспитанников;
знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического
развития детей;
способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного
становления ребёнка;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических
возможностях
Принципы:
 первоочередного права родителей на воспитание детей (в первую очередь
родители несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих
детей);
 достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на
научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические,
юридические и др.факты);

5


практикоориентированности информации (информация, рекомендованная
родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в
жизни);

взаимного
сотрудничества
и
взаимоуважения
(доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск
решения возникающих проблем воспитания детей);

развития
(личности,
системы
отношений
личности,
процессов
жизнедеятельности);

гуманизации отношений и общения;

системности воспитательных воздействий на ребёнка; преемственности семьи и
ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка;

6

1. Характеристика планируемых результатов в деятельности
педагогов и родителей
Мотивационно-ценностный компонент
Родители:
осознают потребность во взаимодействии с педагогами
Педагоги:
осознают необходимость взаимодействия с семьей и потребность в изменении
характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);
обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с
родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители:
знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего
школьного возраста;
знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
владеют знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах
изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
умеют ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для
собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых
родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители:
реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
активно взаимодействуют с педагогами ДОУ
Педагоги:
учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные
потребности) при организации общения с ними;
умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую
информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и
методы активизации родителей;
признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как
«помощника»;
стремится к активному содержательному общению с родителями с целью
оказания им помощи в воспитании детей;

7

Рефлексивный компонент
Родители:
самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;
самостоятельно решают проблемы родительской
испытывают правильность своего выбора;
удовлетворены работой педагогов ДОУ.

поддержки,

на

себе

Педагоги:
владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями,
выявления положительных моментов и недостатков;
осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с
родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное
взаимодействие с ними.

8

2. Модель взаимодействия с родителями
Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОО и родителей

Диагностикоаналитический блок
Предполагает
сбор
и
анализ
сведений
о
родителях
и
детях,
изучение
семей,
их
трудностей и интересов, а
также
выявление
готовности дошкольной
организации ответить на
их запросы.

Нормативно-правовой блок

Практический блок

Предполагает
разработку
нормативно-правовой
базы,
например:
-положение
«О
взаимодействии с семьями
воспитанников»;
-положение «О родительском
комитете»;
-положение «О портфолио
воспитанника»;
положение
«О
консультативном центре»,
-положение «О Дне открытых
дверей»,
-положение «О просвещении
родителей
«Родительский
всеобуч», и др.

Работа с родителями в
рамках практического блока
строится
по
трем
взаимосвязанным направлениям
и ведется в соответствии с
планом
программы
«Родительский всеобуч»:
1.Информационное
направление
2. Просвещение и обучение
3. Совместная деятельность

Контрольно-рефлексивный
блок
1. Изучение, оценка и анализ
уровня
профессиональной
компетентности педагогов по
вопросу сотрудничества с
семьями воспитанников.
2. Анализ и корректировка
документационного
обеспечения
процесса
сотрудничества
ДОУ
с
семьями воспитанников.
3.
Обработка,
анализ
диагностических материалов
по оценке эффективности
сотрудничества ДОУ и семьи.
4. Формулирование выводов,
корректировка модели.

9

3. Направления и формы взаимодействия с родителями
Направления
Диагностико –
аналитический
блок

Информационно
е направление

Содержание
Предполагает сбор и анализ сведений о родителях и
детях, изучение семей, их трудностей и интересов, а
также
выявление
готовности
дошкольной
организации
ответить на их запросы. Этим и
определяются методы и формы работы педагогов в
этом блоке.
Предоставление родителям возможности быть в курсе 

реализуемых программ, быть осведомленными в
вопросах специфики организации образовательно –
воспитательной деятельности, достижений и проблем 
в развитии ребенка, безопасности его пребывания в 

ДОУ, информирование родителей о состоянии и
перспективах работы ДОУ в целом, о мероприятиях, 

проводимых в организации.



Просвещение
обучение

и

Работа консультационного центра.
Формирование у родителей знаний о воспитании и
развитии детей, практических навыков.
Индивидуальная адресная помощь в воспитании
детей.









Формы работы
анкетирование;
опрос;
почтовый ящик «Истории в конверте»
наблюдение и т.д.
дни открытых дверей;
ознакомление с локальными нормативными актами
ДОО;
консультирование;
почтовый ящик «Истории в конверте»;
информационные листы, газеты, памятки, брошюры;
стенды и демо- системы;
информация на сайте ДОО;
использование соцсетей;
средства массовой информации.
родительские собрания;
информационные брошюры ДОО;
родительская гостиная;
консультационный центр;
лекции и семинары;
сайт ДОО;
индивидуальное
и
подгрупповое
консультирование;

10


Совместная
деятельность

Это организация продуктивного общения всех
участников образовательных отношений. Основной
задачей педагогического коллектива является создание
условий для ситуативно-делового, личностно ориенти-
рованного общения на основе общего дела (рисунка,
поделки, роли в спектакле, книге, игре, подготовке к
празднику, походу, разработке общего проекта и др.). 








информационные листы, памятки, буклеты
заседания родительского комитета;
совместные досуги, праздники, экскурсии, ярмарки,
и выставки;
участие в проектной деятельности;
участие в организации РППС группы;
трансляция опыта семейного воспитания;
портфолио воспитанников;
участие в социальных акциях;
волонтерство;
мастер-классы для педагогов, родителей и
воспитанников;
издание семейных газет, журналов, альбомов;
флешмоб;
трудовые десанты;
строительство «снежных городков», «птичьих кафе»
и т.д

11

4. План проведения родительского просвещения на 2023-2024 учебный год
Ответственный

п\п

Сроки
проведения

Общие родительские мероприятия
1
Общее родительское собрание

Сентябрь, май

Заведующий

Сентябрь, май

Заведующий

В течение года

Ст. воспитатель

Сентябрь-ноябрь

Педагоги-психологи

Сентябрь-ноябрь

№

2

Форма проведения

День открытых дверей

3
Анкетирование
Групповые родительские собрания
4
Адаптационные мероприятия с вновь поступившими
детьми: «Как подготовить ребенка к поступлению в
детский сад»
5
«Знакомим родителей с возрастными
особенностями своего ребенка периода»
6
7

8

«В ногу со временем:
Реализация ФГОС в ДОО»
«ГТО в ДОО»

Сентябрь-ноябрь

Воспитатели,
педагог-психолог
Новоселова С.А.
Ст. воспитатель

Сентябрь, январьфевраль, май

Инструктор по физ.
Воспитанию

Темы родительских собраний по плану воспитателей
групп

В течение года

Воспитатели

12

Круглые столы
9
Воспитание добром

Октябрь-ноябрь

Ст. воспитатель

Октябрь-ноябрь

Методист

Индивидуальные консультации
11
Готовность к школе
12
По запросам родителей

В течение года
В течение года

Педагоги-психологи
Воспитатели,
специалисты ДОО

Консультации
13
Режим дня и его значение в жизни ребенка

Сентябрь-ноябрь

Воспитатели

Сентябрь-декабрь

Педагоги-психологи

15

Подготовка к школе в условиях семьи и детского
сада
Игры с водой и песком

Декабрь

Педагоги-психологи

16
17
18
19

Мой ребёнок – левша
Чем занимается логопед на логопункте
Правильное выполнение домашнего задания
Развитие фонематического слуха

Март
Октябрь-ноябрь
Сентябрь-декабрь
В течение года

Педагоги-психологи
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед

20

Правильные игрушки

В течение года

21

Как правильно читать ребенку книги

В течение года

22

Одежда для детского сада

В течение года

Воспитатели,
специалисты ДОО
Воспитатели,
специалисты ДОО
Воспитатели,
специалисты ДОО

10

14

Права и обязанности участников образовательных
отношений

13

23

Детская депрессия

Февраль

Педагоги-психологи

24

Консультации по запросам родителей

В течение года

25

Снятие эмоционального напряжения через игровую
деятельность

Март

Воспитатели,
специалисты ДОО
Педагоги-психологи

26
Одаренный ребенок
Тренинги
27
Логоритмика

В течение года

Педагоги-психологи

Апрель

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного
звукопроизношения»
Наглядно-текстовая информация
29
Размещение памяток, консультаций и другой
информации на сайте ДОО, стендах, родительских
уголках.
Семинары и мастер-классы
30
Проект «Мы дружные - друг другу нужные»

Ноябрь

Музыкальный
руководитель
Учитель-логопед

28

31

32

Знакомство с
нетрадиционными
техниками рисования и их
роль в развитии детей
дошкольного возраста. «Цветы»
Знакомство с нетрадиционными техниками
рисования и их роль в развитии детей дошкольного

В течение года

ст. воспитатель,
специалисты,
воспитатели

В течение года

Педагог доп. образования.

Март

Педагог доп. образования.

Май

Педагог доп. образования.

14

возраста. «День победы»
Традиционные акции
33
Овощи в лукошке
34
Поможем братьям нашим меньшим
35
Посылка солдату
36
Сохрани жизнь ежику – не выбрасывай батарейку
Традиционные смотры-конкурсы
37
Наш участок лучше всех
38
Новогоднее оформление группы
Традиционные праздники и развлечения
39
Осень

сентябрь
июнь-август
февраль
В течение года

Ст. воспитатель
Педагог доп. образования.
Педагог доп. образования.
Ст. воспитатель

Июнь, январь
Декабрь

Ст. воспитатель
Ст. воспитатель

Октябрь

Музыкальные руководители
Музыкальные руководители
Музыкальные
руководитель.
Музыкальные руководитель
Инструктор по физической
культуре Покотыло О.Ф.
Инструктор по физической
культуре.
Инструктор по физической
культуре

40
41

Новый год
8 марта

Декабрь
Март

42
43

Праздничный концерт ко Дню матери
Кросс наций

Ноябрь
Сентябрь

44

Лыжня России

Февраль

45

Защитники Отечества

Февраль

Участие в проектной деятельности
46
Мы дружные, друг другу нужные
47
Экотропа
48

По плану педагогов всех групп

В течение года
В течение года
В течение года

Педагог доп. образования.
Заведующий Чупрова С.Ю.
Ст. воспитатель
Воспитатели,

15

специалисты ДОО
Участие в традиционных муниципальных фестивальных мероприятиях
49
Турслет
Сентябрь
50
51
52
53
54
55
56
57

«Березовский многонациональный»
Умники и умницы
Я сам
Гринтим
Мисс Аленушка
Музыкальный калейдоскоп
Театральная мозаика
Малая Березиада

58
Экоквест
Служба ранней помощи
Проект «Растем вместе» - Школа матери и ребенка.

Октябрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Апрель
Март
Май

Инструктор по физической
культуре Покотыло О.Ф.

Июнь

Ст. воспитатель.
Ст. воспитатель
Ст. воспитатель
Ст. воспитатель
Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической
культуре
Ст. воспитатель

В течение года

Педагоги-психологи

Примечание: некоторые мероприятия могут проходить в дистанционном формате

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».