Программа сопровождения одаренных детей ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК (2)

2

Содержание

III.
.
V.

I Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи программы
1.2. Принципы и подходы к формированию
построения программы
1.3. Значимые для разработки программы
работы с одаренными детьми характеристики
1.4. Планируемые результаты реализации
программы работы с одаренными детьми
II Содержательный раздел
2.1. Этапы реализации программы
2.2. Взаимодействие педагогов при организации
работы с одарёнными детьми
2.3. Направления реализации программы
2.3.1. Выявление одаренных детей
2.3.2.Развитие способностей детей
2.3.3. Поддержка способностей и талантов
одаренных детей
2.4. Особенности организации работы с детьми с
ОВЗ, проявляющими признаки одаренности
III Организационный раздел
3.1.Организация образовательной среды
3.2.Материально-техническое обеспечение программы
3.3. План реализации программы

I. Целевой раздел

3
4
4
5
8

9
12
12
13
22
24
25

27
27
29

3

Пояснительная записка
Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования с одаренными детьми,
обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учѐтом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена
на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа сформирована как программа
психолого-педагогической
поддержки
позитивной
социализации
и
индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик раннего и дошкольного
образования (объѐм, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров образования раннего и дошкольного возраста). Программа направлена
на создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с показателями других людей.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую,
мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки
могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми
(потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития
общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных,
психомоторных, лидерских, технических) способностей.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде
деятельности.
Участники реализации программы: заведующий ДОО, старший воспитатель,
методист, специалисты ДОУ, воспитатели, педагоги дополнительного образования,
воспитанники детского сада, родители (законные представители) воспитанников.
Основание для разработки Программы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;

4

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования. (Утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 07.2020 года N 373);
 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года
№ 1239 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 "Об
утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития"
 Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках
Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством
РФ от 03.10.2002г.;
 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. №Пр-827)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
 Устав
Березовского
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Седьмое королевство»
(утвержден приказом управления образования БГО №35 от 28.02.2022 г.)

1.1. Цели и задачи программы
Цель программы

Создание оптимальных условий для выявления, поддержки
одаренных детей.

Задачи реализации программы:

и развития

 Разработать оптимальную модель выявления ранней одаренности
воспитанников посредством обогащения образовательной среды
направленной на развитие интеллекта, исследовательских навыков,
творческих, физических способностей и личностного роста одарённых
дошкольников.
 Внедрять современные образовательные технологии и методы работы с
одаренными детьми с целью удовлетворения их образовательных
потребностей.
 Обеспечить возможность участия одаренных и способных детей в
конкурсном движении различного уровня.

5

Содействовать развитию мотивационной готовности и профессиональноличностной позиции педагогов к работе с одаренными детьми на основе
дифференцированного подхода в методической работе.
 Систематизировать методы работы с семьями воспитанников в процессе
психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.


1.2. Принципы и подходы к формированию построения программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования:
 учёт индивидуальных потребностей ребёнка, определяющие особые условия
получения им образования (особые образовательные потребности),
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья;
 личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей.
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах
деятельности;
 сотрудничество Учреждения с семьей;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).

1.3. Значимые для разработки программы работы с одаренными
детьми характеристики

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный,
самодеятельный характер.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая
сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более
ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д.

6

Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность –
потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических
потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит
и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой
любознательности ко всему новому для ребенка.
Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность
преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной
постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У
одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети
начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5
лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения,
и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно
сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники.
Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У
одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из
необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено
самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при
этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не
всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы
самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя
экспериментировать
Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая
противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим
детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской
активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и
осуществлять самостоятельный поиск решений.
При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно
использовать критериальный подход.
Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее рано признаки
одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.
До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки.
Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по
«извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на
музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам
(в 5-6 лет) придумать что-то свое.
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности.
Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений
проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной
впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах,
замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к
математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют
с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг

7

и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые
комбинации.
Для других одаренных детей не составляет большого труда про считывание «в
уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы,
они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно
быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых,
устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно
использовать критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды
одаренности представлены в таблице.

8

Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды
одаренности
Академическая
одаренность

Творческая
одаренность

Психомоторная
одаренность
Коммуникативн
ая одаренность

Составляющие

Критерии

Мотивационноличностные
характеристики
Способности к
обучению
Художественная
одаренность
Вокальная
одаренность
Литературная
одаренность
Артистическая
одаренность
Конструкторская
одаренность

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность,
проявление интереса к новому

Спортивная
одаренность
Хореографическ
ая одаренность
Социальноличностная
Лидерская
одаренность

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие
показатели по развитию психических познавательных процессов
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и
разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос,
музыкальный слух
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы,
легкое запоминание стихов
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным
(или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование
оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству,
рационализации
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к
движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая
двигательная память
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние,
гасить конфликты
Умение организовать сверстников на общее дело, игру, настойчивость в достижении
цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

1.4. Планируемые результаты реализации программы работы с
одаренными детьми
 Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными
типами одаренности.
 Разработка
и
реализация
специализированных,
индивидуальных
и
дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание
системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной школой,
учреждениями дополнительного образования, родителями воспитанников.
 Повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных
направлениях деятельности (творческой, спортивной)
 Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с
признаками одаренности.
 Высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного
уровня.
 Обогащение предметно-развивающей среды, как групповых комнат, так и
территории ДОУ.
 Повышение профессионального уровня педагогов для целенаправленной работы с
детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и
исследовательской деятельности.
 Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
 Повышение педагогической компетентности родителей и активизация их участия
и окружающего социума по сопровождению одаренных детей.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

 Количественные и качественные показатели участия воспитанников в
мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
 Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным
видам деятельности.
 Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской
деятельности.
 Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными
детьми.
 Уровень социальной успешности воспитанников.

II Содержательный раздел.
2.1. Этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на 1 года и реализуется в несколько этапов:

первый этап – диагностико-организационный этап.

второй этап – реализационно-практический

третий этап - итогово-аналитический
Название этапа
1 этап —
диагностикоорганизационный

2 этап —

Время
проведения

Цель

Сентябрьоктябрь

Выявить
проблемы
работы
и
обосновать
выбор
направлений
деятельности

Задачи

Планируемые мероприятия

1. Диагностика склонностей
воспитанников
по
образовательным областям.
2.
Актуализация
банка
данных воспитанников
3 Составление плана работы
с одаренными детьми.

1.Проведение
комплексной
психолого-педагогической
диагностики
индивидуальных
особенностей воспитанников по всем
направлениям
воспитательнообразовательной деятельности.
2.Изучение воспитателями стратегий
и технологий работы с одарёнными
детьми.
3.Анализ материально-технических,
педагогических условий реализации
программы и приобретение учебных
материалов.
4.Актуализация
банка
данных
воспитанников
5. Составление плана работы с
одаренными детьми.
1. Пополнение банка методических

1.Разработка

методических

11

реализационнопрактический

Ноябрь
апрель

-

Реализация
плана
работы
с
одаренными
детьми

рекомендаций по работе с
одаренными детьми и их
применение на практике.
2.Организация
взаимодействия педагогов по
вопросу
работы
с
одаренными детьми.
4. Повышение квалификации
педагогов в области работы с
одаренными детьми, через
реализацию
программ
спецкурсов
в
т.ч.
дистанционных, семинаров,
тренингов.
5. Обеспечение поддержки и
сопровождения
одаренных
детей
и их родителей
педагогическим
сообществом.
6.Осуществлять
индивидуальную
и
групповую подготовку детей
к участию в конкурсах.

рекомендаций,
образовательных
программ, методических материалов,
диагностических методик по работе с
одаренными детьми.
2.Применение педагогических форм,
методов и технологий развития
детской одаренности, в том числе
элементы
дифференцированного
обучения,
направленных
на
творческий поиск, самостоятельную
деятельность
воспитанников и
современные средства информации.
3.
Повышение
квалификации
педагогов в области работы с
одаренными
детьми,
через
реализацию программ спецкурсов в
т.ч.
дистанционных,
семинаров,
тренингов.
4. Организация и проведение
спортивных соревнований, эстафет,
праздников,
выставок
среди
одаренных детей, в том числе
персональных, участие в конкурсах
различного уровня, в том числе детей
с ОВЗ.
5.
Консультационно-практические
мероприятия
с
родителями
одаренных
детей:
выпуск

12

информационных
бюллетеней,
методических
рекомендаций,
памяток по работе с одарёнными
детьми, встречи за «Круглым
столом»,
индивидуальные
собеседования и консультации.
3
этап
—
итоговоаналитический

Май
август

-

Сравнение
полученных
результатов
с целью и
задачами
программы

1.
Мониторинг
личных
достижений воспитанников.
2.
Анализ
результатов
реализации
рабочих
программ и определение
дальнейшего
направления
деятельности по работе с
одаренными детьми,
укрепление
материальнотехнической базы.
3.Корректировка
данной
программы в соответствии с
выявленными проблемами.
4.Коррекция
затруднений
педагогов
в
реализации
программы.
4.Обобщение и презентация
результатов работы детского
сада
в
реализации
программы.

1.
Итоговое
диагностирование
воспитанников.
2.Аналитические
справки
по
реализации
программы
сопровождения развития одаренных
детей.
3.Внесение изменений в программу.
4.Разработка перспективного планапрограммы дальнейшей работы в
этом направлении.
5.Выступление
членов
педагогического
сообщества
на
различных уровнях с целью передачи
позитивного опыта, публикации в
периодических
изданиях,
размещение материалов на сайте
ДОО и использование мессенджеров.
6.Отчетный концерт на итоговом
общем родительском собрании.

2.2. Взаимодействие педагогов при организации работы с
одарёнными детьми
Деятельность

Информационная

Координационная

Диагностическая

Кадровая

Заведующий

Старший
Педагогвоспитате
психолог
ль,
методист
Актуализация проблемы развития одаренных детей,
создание
банка
образовательных
программ
и
методических материалов для работы с одаренными
детьми.
Анкетирование
родителей.
Заключение
Отбор
Тестирование
договоров с
нормативной
социальными
базы
и педагогов
партнерами
разработка
локальных
актов.
Взаимодействие с родителями и социальными
партнерами

Воспитатели,
специалисты
Самообразован
ие
Наблюдение за
детьми.
Опросы
родителей.

Организация
дополнительн
ой работы по
развитию
детской
одаренности.
Организация внутренней системы ПсихологоОбработка
оценки
качества
образования, педагогическое
данных
проведение
мониторинговых диагностирование педагогическо
процедур
детей
й диагностики,
наблюдений за
детьми
Разработка индивидуальных
маршрутов, перспективных планов
Контроль, анализ
Самоанализ деятельности,
подготовка презентаций
Рефлексия
Повышение квалификации
Индивидуальное Участие в
педагогических работников
консультирован творческих
ие, оказание
конкурсах,
психологическо педагогических
й помощи
фестивалях,
форумах.
Проведение
мастер-классов.
Трансляция
опыта
Система методического сопровождения:
- консультации и семинары;
- работа творческой микрогруппы;
- деловые игры;
- педагогические советы и другие формы

14

2.3. Направления реализации программы
Программа сопровождения одаренных детей реализуется в трех направлениях:
1.
2.
3.

Выявление одаренных детей (диагностика одаренности, создание банка
данных о способных, одаренных, талантливых детях)
Развитие индивидуальных способностей детей (создание инфраструктуры)
Поддержка способностей (система взаимодействия педагогов ДОО при
организации работы с одарёнными детьми, методическое сопровождение с
целью повышения квалификации педагогических работников в организации
работы с одаренными детьми, работа с семьей по оказанию психологопедагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка)

2.3.1. Выявление одаренных детей

Диагностическая работа с одаренными детьми начинается с поступления
воспитанников в ДОО и продолжается на протяжении всего периода обучения в
соответствии с Планом работы с одаренными детьми.
Для диагностики используются методики, направленные на выявление
основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации,
психическое здоровье, выявление творческого потенциала, мотивации в
достижениях, обеспечивающих достижение высоких результатов во многих
областях. Благодаря применению методик можно определить черты личности
ребенка, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его
одаренности.
Первичную диагностику проводят воспитатели и родители. Дальнейшее
выявление одаренности ребенка проводит педагог-психолог
Первичная диагностика детской одаренности педагогами и родителями
Уровни способностей детей на разных этапах развития
Опыт работы показывает, что определить одаренность/ неодаренность в ходе
одной только первичной (ранней) диагностики нельзя. Поэтому педагогам важно
отслеживать уровень способностей детей на всех этапах их развития.
В возрасте 2—3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному
творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями
сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют
на развитие у него чувственной сферы. Так создается благоприятная среда для
общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
В этом же возрасте следует провести диагностику для прогнозирования
дальнейшего развития ребенка по методикам:
• из учебника под редакцией Т.В. Лаврентьевой "Психолог в детском дошкольном
учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности":
"Коробка форм";
"Разрезные картинки";
"Конструирование по образцу";

15

"Дорисовывание фигуры";
"Парные картинки";
"Рассказ по картинкам";
"Запомни картинки";
• игровые методики Н.В. Хазратовой "Употребление предметов — заместителей" и
"Модификация сюжета".
Постепенно в возрасте 3-5 лет в процессе активного участия в разных видах
деятельности у ребенка закрепляется интерес к творчеству и желание заниматься.
Главное — поддержать его, помочь ему определиться. При этом необходимо также
учитывать уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности.
Поэтому педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателям в
определении индивидуального подхода к ребенку в воспитательно-образовательной
работе. По рекомендации специалиста они подбирают развивающие игры. Одной из
главных функций игр является организация общения педагогов с детьми. Ведь именно
общение и взаимодействие со взрослыми — главные факторы развития ребенка.
Уже в 5-6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его
природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка —
повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления.
Это умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы
предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных
стереотипов.
На этом этапе педагог-психолог и педагоги создают интеллектуальнотворческий портрет одаренного ребенка: у него явно выражены определенные
способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на
интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает
своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху.
На протяжении всего периода наблюдения за детьми специалисты
эмоционально поддерживают одаренных детей. Для этого проводятся следующие
мероприятия:
 проверка уровня тревожности каждого воспитанника;
 анкетирование родителей и педагогов
 подборка психологических методик, предназначенных
способностей.

для

тестирования

Как повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию
способностей и творческого потенциала. Для выявления уровня эмоционального
состояния достаточно использовать:
• проективную методику диагностики тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммел);
• методику диагностики тревожности Р. Сирса.
Методика « Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже
образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два

16

листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов
заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе
производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются
соответствующие выводы.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать
его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на
каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На
бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную
фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам
вопросов.
Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак –,
если соответствует, но выражено не ярко +,
если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников,
ставьте (++).
Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов

Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные
ответы и решения.

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям.

Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много
времени за лепкой и рисованием.

Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в
большом объеме физических движений.

Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между
причиной и следствием.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных
заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и
неожиданное.

Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на
характер и настроение музыки.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет
большой словарный запас.

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не
знают и не догадываются.

Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит
пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

17

Часто руководит играми и занятиями других детей.

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и
очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию
движений.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а
детям постарше.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,
использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие
средства).

Легко общается с детьми и взрослыми.

В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
понятиями.

Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет
большой интерес и исключительные способности к классификации.

Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

Инициативен в общении со сверстниками.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,
футбол и др.)

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не
имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы,
буквы, слова.

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,
характерные для его возраста.

Легко входит в роль какого-либо персонажа.

Бегает быстрее всех детей в детском саду.


Лист ответов
_________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)

_____________________________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя)

Дата________________________________

13
19
25

14
20
26

15
21
27

10
16
22
28

11
17
23
29

12
18
24
30

18

31

32

33

34

35

36

Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть
сфер:
1. интеллектуальная;
2. академических достижений;
3. творческого, продуктивного мышления;
4. общения и лидерства;
5. художественная;
6. двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов
по вертикали (плюс - минус взаимно сокращаются). Количество плюсов
(минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.
Методики выявления одаренности воспитанников

19

2 младшая группа (3-4 год)
Виды
одарённости
Академическая
одарённость

Творческая
одарённость

Психомоторная
одарённость
Коммуникативная
одарённость

Составляющие
Мотивационноличностные характеристики
Способности
к обучению
Художественная
одарённость
Вокальная одарённость
Литературная одарённость
Артистическая одарённость
Конструкторская
одарённость
Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Социально-личностная
одарённость
Лидерская одарённость

Средняя группа (4-5 лет)
Виды
одарённости

Академическая
одарённость

Составляющие
Мотивационноличностные характеристики
Способности
к обучению
Художественная
одарённость

Творческая
одарённость

Вокальная одарённость
Литературная одарённость
Артистическая одарённость
Конструкторская

Методики диагностики
Воспитатель
- Наблюдение,
- Педагогическая диагностика,
- Ведение
индивидуальных карт
развития,
- Анализ индивидуальных карт развития
- - Беседы с родителями
Изучения
продуктов
детского
творчества

Методики диагностики
Воспитатель
- Наблюдение,
Ведение
индивидуальных
карт
развития,
Анализ
индивидуальных
карт
развития,
- Беседы с родителями,
- Ведение листа экспертной оценки

Психолог
Экспресс - методика
младшей группы
Изучение
творчества

продуктов

для

2-ой

детского

Наблюдение
Наблюдение, анализ
детского творчества
-

продуктов

Наблюдение
деятельности

свободной

в

Психолог
Наблюдение,
Экспресс-методика для старшей
группы
Цветовой тест Люшера-Эткинга
Изучение
продуктов
детского
творчества.
Тест «Что за игрушка»
Наблюдение
Методики В.Кудрявцева «Солнце в
комнате» «Как спасти зайчика?»
Наблюдение в играх,

20

Психомоторная
одарённость
Коммуникативная
одарённость

одарённость

Изучение
творчества

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Социально-личностная
одарённость
Лидерская одарённость

-

Старшая группа (5-6 лет)
Виды
одарённости

Академическая
одарённость

Составляющие
Мотивационноличностные характеристики
Способности
к обучению
Художественная одарённость

Творческая
одарённость

Вокальная одарённость
Литературная одарённость
Артистическая одарённость
Конструкторская одарённость

Психомоторная
одарённость
Коммуникативна
я одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Социально-личностная
одарённость
Лидерская одарённость

Наблюдение
деятельности

Методики диагностики
Воспитатель
- Наблюдение,
- Ведение индивидуальных карт
развития,
- Анализ индивидуальных карт
развития,
- Беседы с родителями,
- Ведение листа экспертной оценки

продуктов

в

детского

свободной

Психолог
Наблюдение,
Экспресс-методика для старшей
группы
Цветовой тест Люшера-Эткинга
Изучение
продуктов
детского
творчества.
Тест «Назови и дорисуй»
Наблюдение
Тест Витцлака «Составь рассказ по
картинкам»
Наблюдение в играх,
Изучение
продуктов
творчества
-

детского

Наблюдение
в
свободной
деятельности,
Анализ результатов анкетирования
родителей
Методика Н.Е.Вераксы «Оценка
коммуникативных
способностей
дошкольников»

21

Подготовительная группа (6-7 лет)
Виды
одарённости

Академическая
одарённость

Составляющие

Мотивационноличностные характеристики
Способности
к обучению

Художественная одарённость

Творческая
одарённость

Вокальная одарённость
Литературная одарённость
Артистическая одарённость
Конструкторская одарённость

Психомоторная
одарённость
Коммуникативна
я одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Социально-личностная
одарённость
Лидерская одарённость

Методики диагностики
Воспитатель
- Наблюдение,
- Ведение индивидуальных карт
развития,
- Анализ индивидуальных карт
развития,
- Беседы с родителями,
- Ведение листа экспертной оценки
Лист
экспертной
оценки
«Изучение
образовательной
потребности дошкольника»

Психолог
Наблюдение,
Экспресс-методика
для
подготовительной группы
Тест Пьерона_Тулуза
Цветовой тест Люшера-Эткинга
Методика Юркевича «Древо желаний»
Изучения
продуктов
детского
творчества,
«Краткий
тест
креативности»
Торранса
Тест креативности Вильямса
Рисунок человека
Рисунки на заданную тему
Наблюдение
Тест «Составь рассказ по сюжетной
картинке»
Тест Равена,
Наблюдение в играх,
Изучения
продуктов
творчества
-

детского

Тест-игра «Довольна ли мама?»
Тест-игра «Ситуации»
Тест Темпла, Дарки, Томаса
Наблюдение в свободной
деятельности,
Анализ результатов анкетирования
родителей

22

ЭКСПРЕСС-АНЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
(для воспитателя)
Анкету заполнил:________________________________________________________
Группа:____________________________________
№
1

2





Ответы

Ф.И. ребенка

Проявления одаренности

3

Какое поведение
этих детей

у

Ф.И.ребенка

В нескольких словах
каждого ребенка

4

Взаимоотношения
детей
со
сверстниками

Ф.и. ребенка

Как сложились отношения с остальными
детьми

5

Есть ли трудности в
работе
с
этими
детьми?
Кто из родителей в
группе
считает
своего
ребенка
одаренным?

6



Вопросы
Кого из детей в
группе Вы считаете
одаренными?
В чем проявляется
одаренность
ребенка?

о

поведении

Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный
мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным
методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики
изменений, выводы).
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка
превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно
говорить об его общей одаренности.
Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей,
адаптированные для разных возрастных групп.

23

2.3.2.Развитие способностей детей
Развитие одаренных детей ДОУ происходит через:
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости
деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых
условий;
3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды
деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов
(постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных
средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления
деятельности, а не принятие готовых;
6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и
родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с
взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов
взрослой креативности;
7) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников,
формирование ответственности за себя и свое поведение;
8) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для
награды или осуждения;
9) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности
спонтанной экспрессии, творческого использования знаний
10) участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях,
сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
11) участие детей в муниципальных соревнованиях, конкурсах детского
творчества, фестивалях, выставках, конкурсах чтецов и др.
12) тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их
детей.
Формы работы с одаренными детьми
 Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в
практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных
форм занятий, опытно-исследовательская деятельность
 Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам,
интеллектуальным играм, миниолимпиадам.
 Психологические консультации, тренинги, тестирование.
 Конкурсы, интеллектуальные игры и викторины, фестивали, спортивные
соревнования.
 предметные и творческие кружки по способностям, а также спортивные секции по
интересам.
 предметные (персональные) выставки.
 Экскурсии, выходы в театр, музеи и т.д.

24

 Современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по
предметам, электронная энциклопедия).
 Детское портфолио.
Организация воспитательно - образовательной деятельности с одаренными
детьми
Мероприятия
Наглядное
моделирование

Спортивные
мероприятия
Экспериментальная
мастерская
Работа
индивидуальным
образовательным
маршрутам
Круглый стол

Задачи
Развитие умственных способностей ребенка:
 Ознакомление
с пространственными
отношениями.
 Развитие элементов логического мышления.
 Развитие речи и ознакомление с художественной
литературой.
 Развитие
элементарных
математических
представлений.
 Подготовка к обучению грамоте.
 Конструирование.
 Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
 Ознакомление с природой.
 Ознакомление с элементарными физическими
явлениями.
 Изобразительное искусство.
Развитие физических способностей.

по

Кружки, секции,
тематические
недели
(декады),
праздники,
конкурсы

Выявление новых способностей у детей путем
внедрения новых педагогических технологий.
Создание индивидуальной траектории развития
личности ребенка
Психологическое и педагогическое сопровождение
родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного
ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных
детей
Создание условий для самореализации одаренных
детей
для
проявления
творческих
и
интеллектуальных способностей

25

2.3.3. Поддержка способностей и талантов одаренных детей
Поддержка способностей и талантов одаренных детей осуществляется

через работу с педагогами и семьями воспитанников.

Работа с педагогами
Особенности одаренных детей предъявляют дополнительные требования к
профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества,
необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

теоретические знания по вопросу одарённости;

наличие практического опыта;

позитивная Я-концепция;

целеустремлённость и настойчивость;

зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

эмоциональная стабильность;

чуткость;

креативность.
В методической работе для решения задачи повышения профессиональной
компетентности педагогов детского сада в вопросах организации работы с
одаренными детьми выделены следующие направления.
1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и
методических приемах работы с одаренными детьми.
2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы
повышения квалификации.
3. Накопление методического фонда по данному вопросу.
4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического
наблюдения, диагностики.
5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др.,
позволяющих детям проявить свои способности.
6. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого одаренного ребѐнка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
7. Создание системы диагностики одаренности.
8. Взаимодействие с социумом, направленное на создание системы работы по
поддержке одаренных детей.
Работа с семьей
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников преследует своей
целью формирование у родителей осознанного отношения к собственным
взглядам и установкам в воспитании и развитии ребенка посредством
межличностного общения.
Задачи, направленные на решение поставленной цели:
- объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей;

26

- создание атмосферы общности интересов в процессе организации
образовательной деятельности;
- обогащение и активизация знаний родителей о методах воспитания и развития
одаренного ребенка.
Основные направления консультативной работы.
- проблемы одаренного ребенка в семье;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и самим собой.
Формы работы:
- подгрупповая;
- индивидуальная.
В ходе реализации данной Программы запланированы следующие мероприятия
для родителей:
- Лекция для родителей «Роль семьи в развитии детской одаренности»;
- Индивидуальные и групповые консультации по теме «Одаренный ребенок –
особенный ребенок»;
- Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада,
размещенные на сайте и в группе ВКонтакте.

2.4. Особенности организации работы
проявляющими признаки одаренности

с

детьми

с

ОВЗ,

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде
всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными
нарушениями развития.
Особенности одаренных детей с ОВЗ:
1. К главным особенностям таких детей можно отнести негармоничность их
развития.
2. Дети с ОВЗ имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного
социального общения.
3.
Такие дети часто обладают более хрупкой душевной конституцией по
сравнению со сверстниками.
4.
У большинства детей
с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Цель работы нашего детского сада – выявить природные достоинства
ребенка с ОВЗ, помочь компенсировать свой дефект, воспитать одаренного

27

ребенка, способного реализоваться в социуме, методами и приемами основного и
дополнительного образования путем активного привлечения семьи и используя все
доступные ребенку средства взаимодействия.
Педагогам ДОО следует проводить регулярные консультационные беседы с
родителями, помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его
потенциал. – психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с
ОВЗ, т.е. система мер, направленная на:
 принятие ребенка таким, какой он есть;
 снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
 укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
 формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
 установление адекватных детско-родительских отношений и стилей
семейного воспитания;
 формирование
позитивных образов общения в семье, решения
конфликтных ситуаций.
Психологическая поддержка родителей предусматривает участие всех
специалистов, работающих с ребенком: медицинского работника, дефектолога,
социального педагога, всех педагогов, работающих с ребенком с ОВЗ, и, конечно
же, педагога-психолога.
Одно из условий развития одаренности у детей с ОВЗ - личностные
особенности самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои
возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема
состоит в том, что сами условия жизни детей с ОВЗ провоцируют развитие прямо
противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психологопедагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, активная заинтересованная
позиция социального окружения, создание возможностей самореализации в
творчестве, познании.

28

III Организационный раздел
3.1. Организация образовательной среды для одаренного ребенка.

Образовательная среда - средство раскрытия и развития природных задатков
одаренного ребенка
Составляющие образовательной среды:

ориентированность на сенсорно - персептивную сферу ребенка;

максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до
сочинения сказок и т. д.);

способность вызывать любопытство, а далее – интерес;

предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать
себя в максимальном количестве видов деятельности (в учебном процессе,
кружках, школах искусств и т. д.).
Требования к образовательной среде:

во внешнем плане – способствовать обучению операционной
деятельности;

в плане содержания – быть насыщенной ситуациями, стимулирующими
творческую активность;

поддерживать развитие творческого мышления;

способствовать "проживанию состояния успеха".

напряженность,
максимальная
насыщенность
по
предметному
содержанию и нравственно-этическим ценностям;

должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении
интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и
самоутверждения;

обеспечение условий для участия ребенка во внешних состязаниях,
конкурсах, олимпиадах и т. д.

3.2. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение
программы
Объекты инфраструктуры представляют собой систему объектов,
входящих
в
состав
материально-технических
условий
реализации
образовательных программ Учреждения, а также при проведении мероприятий,
(кружки, дополнительное образование, праздники, развлечения, соревнования,
встречи с родителями (законными представителями) обучающихся и иные
мероприятия)
К объектам инфраструктуры ДОУ, используемым
для реализации
образовательной деятельности, а также объектам культуры и спорта относятся:
- учебно-опытный участок (огород)
- экологическая тропа
- зимний сад

29

- спортивный зал,
- 2 спортивных площадки
- музыкальный зал
- универсальный зал
- центр изучения ПДД
- центр изучения ПБ
- выставочный центр
- музейный центр
- информационно-методический центр в методическом кабинете
В «БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» сформирована
материально-техническая база для реализации образовательных программ,
жизнеобеспечения и развития детей.
Территория БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»
соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда.
Приспособлена для реализации Программы, материалы, оборудование и
инвентарь для развития детей дошкольного возраста подобраны в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления и здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

30

3.3.План реализации программы сопровождения «Одаренный ребенок» на 2021-2022 год

№

Форма проведения

п\п
Общие родительские мероприятия
1
Общее родительское собрание

Сроки
проведения

Ответственный

Сентябрь, май

Заведующий Чупрова С.Ю.

2

День открытых дверей (виртуальный, зависимости
от эпидемиологической обстановки)

Сентябрь, май

Заведующий Чупрова С.Ю.

3

Анкетирование

В течение года

Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог
Новоселова С.А.

Сентябрь-ноябрь

Воспитатели,
педагог-психолог
Новоселова С.А.
Методист
Упорова Н.В.
Инструктор по физ.
воспитанию
Покотыло О.Ф.
Воспитатели

Групповые родительские собрания
4
Адаптационные мероприятия с вновь поступившими
детьми: «Как подготовить ребенка к поступлению в
детский сад»
5
«Знакомим родителей с возрастными
особенностями своего ребенка периода»
6
7

8

«В ногу со временем:
реализация ФГОС в ДОО»
«ГТО в ДОО»

Сентябрь-ноябрь

Темы родительских собраний по плану воспитателей
групп

В течение года

Сентябрь, январьфевраль, май

31

Круглые столы
9
Воспитание добром
Права и обязанности участников образовательных
отношений
Индивидуальные консультации
11
Готовность к школе
10

12

По запросам родителей

Консультации
13
Режим дня и его значение в жизни ребенка

Октябрь-ноябрь
Октябрь-ноябрь
В течение года
В течение года

Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.
Методист
Упорова Н.В.
Педагог-психолог
Новоселова С.А.
Воспитатели,
специалисты ДОО

Сентябрь-ноябрь

Воспитатели

Сентябрь-декабрь

15

Подготовка к школе в условиях семьи и детского
сада
Игры с водой и песком

16

Мой ребёнок – левша

Март

17

Чем занимается логопед на логопункте

Октябрь-ноябрь

18

Правильное выполнение домашнего задания

Сентябрь-декабрь

19

Развитие фонематического слуха

В течение года

20

Правильные игрушки

В течение года

Педагог-психолог
Новоселова С.А.
Педагог-психолог
Новоселова С.А.
Педагог-психолог
Новоселова С.А.
Учитель-Логопед
Крицкая А.С.
Учитель-Логопед
Крицкая А.С.
Учитель-Логопед
Крицкая А.С.
Воспитатели,
специалисты ДОО

14

Декабрь

32

21

Как правильно читать ребенку книги

В течение года

22

Одежда для детского сада

В течение года

23

Детская депрессия

Февраль

24

Консультации по запросам родителей

В течение года

25

Снятие эмоционального напряжения через игровую
деятельность
Одаренный ребенок

Март

26

Тренинги
27
Логоритмика
«Артикуляционная гимнастика – залог правильного
звукопроизношения»
Наглядно-текстовая информация
29
Размещение памяток, консультаций и другой
информации на сайте ДОО, стендах, родительских
уголках.
Семинары и мастер-классы
30
Проект «Мы дружные - друг другу нужные»
28

31

Знакомство с
нетрадиционными
техниками рисования и их

В течение года
Апрель
Ноябрь

Воспитатели,
специалисты ДОО
Воспитатели,
специалисты ДОО
Педагог-психолог
Новоселова С.А.
Воспитатели,
специалисты ДОО
Педагог-психолог
Новоселова С.А.
Педагог-психолог
Новоселова С.А.
Музыкальный
руководитель Смирнова
И.В.
Учитель-Логопед
Крицкая А.С..

В течение года

Ст. воспитатель, методист,
специалисты,
воспитатели

В течение года

Педагог доп. образования.
Ведениктова И.А.
Педагог доп. образования.
Ведениктова И.А.

Март

33

роль в развитии детей
дошкольного возраста. «Цветы»
32
Знакомство с нетрадиционными техниками
рисования и их роль в развитии детей дошкольного
возраста. «День победы»
Традиционные акции
33
Овощи в лукошке

Май

Педагог доп. образования.
Ведениктова И.А.

сентябрь

Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.
Педагог доп. образования.
Ведениктова И.А.
Педагог доп. образования.
Ведениктова И.А.
Методист Упорова Н.В.

34

Поможем братьям нашим меньшим

июнь-август

35

Посылка солдату

февраль

36
Сохрани жизнь ежику – не выбрасывай батарейку
Традиционные смотры-конкурсы
37
Наш участок лучше всех

В течение года
Июнь, январь

Новогоднее оформление группы

Декабрь

Традиционные праздники и развлечения
39
Осень

Октябрь

38

40

Новый год

Декабрь

41

8 марта

Март

Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.
Методист Упорова Н.В.
Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.
Методист Упорова Н.В.
Музыкальные руководители
Смирнова И.В.
Петряева А.А.
Музыкальные руководители
Смирнова И.В. Петряева
А.А.
Музыкальные руководитель

34

42

Праздничный концерт ко Дню матери

Ноябрь

43

Кросс наций

Сентябрь

44

Лыжня России

Февраль

45

Защитники Отечества

Февраль

Участие в проектной деятельности
46
Мы дружные, друг другу нужные

В течение года

47

Экотропа

В течение года

48

По плану педагогов всех групп

В течение года

Участие в традиционных муниципальных фестивальных мероприятиях
49
Турслет
Сентябрь
50

Умники и умницы

Январь

51

Я сам

Февраль

52

Мисс Аленушка

Март

Смирнова И.В. Петряева
А.А.
Музыкальные руководитель
Смирнова И.В. Петряева
А.А.
Инструктор по физической
культуре Покотыло О.Ф.
Инструктор по физической
культуре Покотыло О.Ф.
Инструктор по физической
культуре Покотыло О.Ф.
Педагог доп. образования.
Ведениктова И.А.
Заведующий Чупрова С.Ю.
Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.
Методист Упорова Н.В.
Воспитатели,
специалисты ДОО
Инструктор по физической
культуре Покотыло О.Ф.
Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.
Старший воспитатель
Нагуманова Н.М.
Старший воспитатель

35

53

Музыкальный калейдоскоп

Апрель

54

Театральная мозаика

Март

55

Малая Березиада

Май

Служба ранней помощи
56
Проект «Растем вместе» - Школа матери и ребенка.

В течение года

Нагуманова Н.М.
Музыкальный руководитель
Смирнова И.В.
Музыкальный руководитель
Смирнова И.В.
Инструктор по физической
культуре Покотыло О.Ф.
Воспитатель Черемухина
К.Е.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».