2
Содержание
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1
Пояснительная записка
2
Цель и задачи
Комплекс организационно-педагогических условий
3
Содержание общеразвивающей программы
3.1
Учебный (тематический) план
3.2
Содержание учебного (тематического) плана
3.3
Планируемые результаты
4
Организационно-педагогические условия программы
4.1
Календарный учебный график
4.2
Условия реализации программы
4.2.1 Материально-техническое обеспечение
4.2.2 Кадровое обеспечение
4.2.3 Методические материалы
4.3
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
3
6
7
7
8
15
15
15
16
16
16
19
19
22
3
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - общеразвивающая
программа «Экспериментариум «Мир удивительных открытий» (далее Программа) относится к естественно - научной направленности. Программа
определяется необходимостью создания условий в БМАДОУ «Детский сад №7
«Седьмое королевство» для вовлечения детей в научную работу, в деятельность,
связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием
различных явлений окружающего мира, обеспечивающих междисциплинарный
подход в части интеграции с различными областями знаний (генетика,
биомедицина, биотехнологии, астрофизика, природопользование, экология и др.).
А также содействие формированию у обучающихся навыков, связанных с
безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды. Программа
отражает интересы и потребности детей, членов их семей.
Актуальность.
На современном этапе одной из центральных задач дошкольного образования
становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько
формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и
дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным
представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они
закладывают у дошкольников основу миропонимания и мировосприятия.
Актуальность
подтверждается
следующими
нормативно-правовыми
документами, на основании которых разработана Программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
12. Устав (утвержден в новой редакции приказом управления образования БГО
№ 199 от 14.08.2023г.) и другие локальные нормативно-распорядительные акты
БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство».
Отличительные особенности Программы.
Программа разработана на основе учебно - методических материалов
образовательной авторской программы по направлению Babyskills «Детская
STEAM-лаборатория. Sciense: научные исследования», автор - Е.А. Беляк.
Программа отражает междисциплинарные исследования по химии, биологии,
физиологии, географии, физике и нацелена на практическое исследование сути
явлений, принципов действий, конструктивных решений. Занятия объединены
темами по разделам:
«Знакомство с правилами техники безопасности»;
«Вся наша жизнь…химия!»;
«Покорители четырех стихий»;
«Жизнь – пятый элемент»;
«Мы - юные ученые».
Для каждой темы раздела определены эмоционально яркие подходы к
исследованию соответствующей темы с обязательной привязкой к реальной
жизни.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Возрастные особенности
Для детей 6-7 лет характерны определенные психологические особенности
развития. Детям присуще активное развитие психических процессов, таких как
воображение, внимание, речь, мышление, память.
У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А
уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания.
5
Для детей всегда лучшая модель обучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие
презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются. Внимание и память
развиваются параллельно. Одну из главных ролей в организации разнообразных
психических процессов начинает играть именно память. Усложняется и сама
структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести
прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы. К завершению этапа
дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и
начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к
формированию у ребенка способности обобщения и сравнения, а также
способности определять существенные признаки и свойства предметов,
находящихся в окружающем мире. Развитие мышления тесно связано с развитием
речи. Мышление детей стимулирует потребность общаться, обсуждать,
высказывать собственное мнение. Творческое воображение развивается к концу
периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и
яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные
задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из
разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный
характер.
Темы занятий Программы отражают элементы современной жизни, реальные
научные и технические прогнозы, что в свою очередь способствует повышению
мотивации к обучению и развитию уже стратегического мышления.
К освоению содержания Программы допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования.
Количество человек в группе: 6-10 детей.
Режим занятий.
Продолжительность занятия 30 минут
(что составляет 0,7 академических часов)
Общее количество в неделю: 2 занятия
(что составляет 1,4 академических часа)
Занятия проводятся во второй половине дня.
Объем занятий. Срок освоения.
Программа реализуется 1 год, в соответствии с учебным планом.
Общее количество занятий, запланированных на весь период обучения,
составляет 80 занятий (что составляет 56 академических часов).
Особенности организации образовательного процесса
Обучение представляет собой такую модель реализации программы, в которой
нет линейной зависимости освоения содержания Программы. Занятия
объединены темами. Каждое занятие представляет собой отдельный STEAM –
проект, включающий в себя вводную интерактивную беседу (постановка
исследовательской задачи, прогнозирование результата, уточнение правил
безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования),
практическую часть из одного или нескольких исследований и заключительную
6
часть, которая включает общую оценку всего занятия детьми и педагогом,
подведение итогов.
Формы обучения:
Основной формой работы является групповая и подгрупповая форма
организации.
Перечень видов занятий:
• теоретические занятия;
• практические занятия;
• самостоятельная работа;
• беседа;
• игры.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: практическое занятие, реализация творческих проектов.
2. Цель и задачи
Целью программы является развитие у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
посредством экспериментальной деятельности.
Для ее достижения решаются задачи:
Обучающие:
расширение представлений детей об окружающем мире:
- знакомство со свойствами различных предметов, природных материалов
(вода, почва, бумага, пластмасса, магнит, растения и т.д.);
- знакомство с основными чертами рельефа планеты;
- элементарные представления об основных природных и физических
свойствах, и явлениях;
- представления о химических свойствах веществ;
- элементарные математические представления.
формирование опыта соблюдения правил техники безопасности при
проведении экспериментов.
Развивающие:
развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения;
способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификаций, аналогии);
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление
обучающихся, пространственное воображение;
развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности,
элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитательные
способствовать
воспитанию
качеств
личности
обучающихся,
обеспечивающих
социальную
мобильность,
способность
принимать
самостоятельное решение, умение работать в команде.
7
3. Содержание Программы
3.1 Учебный (тематический) план
№ п/п
1
2
3
4
5
Название раздела
Диагностика. Знакомство с правилами
техники безопасности.
Вся наша жизнь …химия.
Покорители четырех стихий.
Жизнь – пятый элемент.
Мы - юные ученые.
Всего занятий
Всего академических часов
3.2.
Раздел
1.Знакомство с
правилами
техники
безопасности.
2. Вся наша
жизнь …химия
Кол-во
занятий
2
24
19
32
3
80
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория Практика
Педагогическое наблюдение.
1,4
1
0.4
Опрос.
Беседа.
16,8
8,4
8,4
Самооценка, групповая оценка
13,3
7
6,3
22,4
10
12,4
2,1
1,1
1
56
Содержание учебного (тематического) плана
№
заня
тия
1.1
Тема
Теория
Вводное занятие. Диагностика.
Беседа «Юные лаборанты»
1.2
Инструктаж
2.1
Что такое химия
2.2
Что такое химия
Беседа «Правила поведения в детской
лаборатории»
Презентация «Химические
превращения»
Продолжение знакомства с понятием
«Химическая реакция». Реакция
соединение. Реакция распада
2.3
Что такое химия
Практика
Знакомство с «Лабораторией
нескучных наук».
Знакомство с «Лабораторией
нескучных наук».
Знакомство с микроскопом.
Проведение исследования. Опыты с
водой.
Опыт с молоком и колой (проводит
взрослый, дети наблюдают)
Знакомство с понятиями «Кислотные и Проведение исследования. Опыт с
8
щелочные вещества»
2.4
Проект «Укрощение дракона».
Сахарный змей.
2.5
Проект «Укрощение дракона».
Укрощение пламени.
2.6
Проект «Укрощение дракона».
Холодный лед из горячей воды.
2.7
Проект «Кислотные истории»
Кислая кола.
2.8
Проект «Кислотные истории»
Мой полезный лимонад.
Неукротимая газировка.
2.9
Проект
«Ваш ПЭ-АШ (pH)»
Проект
«Ваш ПЭ-АШ
(pH)». Что говорит нам
лакмусовая бумага.
Проект
«Ваш ПЭ-АШ
(pH)». Волшебная капуста.
Проект
«Ваш ПЭ-АШ
(pH)». Рассекретим ваш ПЭ-
2.10
2.11
2.12
лимонным соком и содой (проводит
взрослый, дети наблюдают).
Беседа о специальных условиях
П2роведение исследования
проведения эксперимента.
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают, затем проводят дети).
Беседа о специальных условиях
Проведение исследования
проведения эксперимента.
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают).
Беседа о специальных условиях
Проведение исследования
проведения эксперимента.
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают, затем проводят дети).
Беседа о газировке. Презентация о том, Изучение состава газированной воды.
как делают газировку.
Проведение исследования
Беседа о специальных условиях
(эксперимент проводит взрослый, дети
проведения эксперимента.
наблюдают).
Беседа о специальных условиях
Проведение исследования
проведения эксперимента.
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают).
Беседа «Что такое ПЭ-АШ
(pH)».
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Творческая мастерская. Рисование
«Как я представляю себе ПЭ-АШ(pH)».
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования (индикатор
делает педагог, исследования проводят
дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят педагог и дети)
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
9
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
АШ.
Проект «Здравствуйте, я –йод»
Беседа «Что такое йод». Презентация
«Где используют йод?»
Проект «Здравствуйте, я –йод». Беседа о специальных условиях
Крахмал боится йода»
проведения эксперимента.
Проект «Здравствуйте, я –йод». Беседа о специальных условиях
Йод боится аскорбинки.
проведения эксперимента.
Проект «Здравствуйте, я –йод». Беседа о специальных условиях
Йод – дизайнер.
проведения эксперимента.
Проект «Тайны магазина
Презентация.
игрушек» Крахмальный
Беседа о специальных условиях
капитошка.
проведения эксперимента.
Проект «Тайны магазина
Беседа о специальных условиях
игрушек» Крахмальный слайм. проведения эксперимента.
Проект «Повелители цвета» Как Презентация.
работает хроматография.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проект «Повелители цвета»
Беседа о специальных условиях
«Хроматографируем» платочки. проведения эксперимента.
Проект «Повелители цвета».
Беседа о специальных условиях
Хроматография по кругу.
проведения эксперимента.
Проект «Бомбажное
Презентация.
производство» Базовая
Беседа о специальных условиях
бомбочка.
проведения эксперимента.
Проект «Бомбажное
Беседа о специальных условиях
производство». Бомбочки для
проведения эксперимента.
спокойствия родителей.
Проект «Бомбажное
Беседа о специальных условиях
производство» Бомбочки для
проведения эксперимента.
поднятия настроения.
Творческая мастерская. Рисунки на
тему: «Где используют йод»
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
10
3.Покорители
3.1
четырех стихий.
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Земля. Есть
ли в почве кислород?
Презентация.
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
помогают)
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Земля.
Может ли земля быть кислой.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Земля.
Загрязнение почвы.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Земля.
Живая картина «Берегите
почву!»
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Воздух.
Заставим воздух появиться.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
помогают)
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
помогают)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Презентация.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
помогают)
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Воздух.
Направление ветра.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Воздух.
Скорость ветра.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Воздух.
Давление ветра.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Вода.
Текучесть воды.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети по
подгруппам.)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети по
подгруппам.)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети по
подгруппам.)
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают)
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Презентация
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
11
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Вода.
Плотность воды.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Вода.
Преломление света.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Вода.
Микроскоп из воды.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Вода.
Поверхностное натяжение
воды.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Огонь.
Основные свойства огня.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают)
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
участвуют)
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
Презентация.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают)
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Огонь.
Может ли огонь гореть без
кислорода.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Огонь.
Химические реакции от огня.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Огонь.
Использование огня для
доказательства существования
давления воздуха.
Проект «Покорители четырех
стихий». Стихия – Огонь.
Заставим давление воздуха
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают)
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают)
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают)
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования
(эксперимент проводят дети)
12
4.Жизнь –
пятый элемент.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
показать нам фокус.
Проект «Мое удивительное
тело». Создаем
видеомикроскопы.
Проект «Мое удивительное
тело». Глаза.
Проект «Мое удивительное
тело». Голос.
Проект «Мое удивительное
тело». Нос.
Проект «Мое удивительное
тело» Кожа.
Проект «Мое удивительное
тело» Волос.
Проект «Мое удивительное
тело внутри».
Проект «Основа основ»
Чудо – пропорции.
Проект «Основа основ»
Позвоночник, ты – супер!
Проект «Основа основ»
Веселый скелет
Проект «Механика руки»
Обмани мышцу.
Проект «Механика руки»
Скорость реакции.
Проект «Механика руки»
Механическая рука.
Проект «Сердцу не хочется
покоя». Пульс.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Проведение исследования (делают
дети)
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения эксперимента.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
13
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
4.25
4.26
4.27
4.28
Проект «Сердцу не хочется
покоя». Изучаем сердце.
Проект «Сердцу не хочется
покоя». Делаем макет работы
сердца.
Проект «Сердцу не хочется
покоя».
Проект «Этот невероятный
мозг». Какое полушарие
сильнее
Проект «Этот невероятный
мозг». Два дела одновременно.
Проект «Этот невероятный
мозг». Зеркальное рисование.
Проект «Этот невероятный
мозг». Делаем умную шапочку.
Проект «Мир животных»
Жизнь в движении.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Проект «Мир животных»
Наш заповедник
Проект «Жизнь в полете»
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о проведении викторины.
Подведение итогов викторины.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о проведении викторины.
Подведение итогов викторины.
Проект «Жизнь в полете»
Гребной полет.
Проект «Жизнь в полете»
Следопыты.
Проект «Жизнь в полете»
Лови мошкару
Проект «Тайны подводной
жизни»
Подведение итогов.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования
(эксперимент проводит взрослый, дети
наблюдают)
Оформление проекта. Творческие
работы.
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети)
Проведение исследования (делают
дети). Игра «Передай импульс»
Проведение исследования (делают
дети).
Игра «Тропа гориллы»
Проведение исследования (делают
дети). Игра «Тропа гориллы»
Викторина «Птичьи тайны»
Проведение исследования (делают
дети).
Проведение исследования (делают
дети).
Проведение исследования (делают
дети).
Викторина «Тайны ихтиологов»
14
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Проведение исследования (делают
дети).
Проведение исследования (делают
дети).
5.1
Проект «Тайны подводной
жизни». Сквозь толщу воды.
Проект «Тайны подводной
жизни». Ныряющий
осьминожек.
Проект «ДНК»
Строим молекулу ДНК
Проект «ДНК»
Выделяем ДНК из банана.
Защита творческих проектов
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Беседа о специальных условиях
проведения исследования.
Презентация.
5.2
Защита творческих проектов
Презентация.
5.3
Защита творческих проектов
Презентация.
Проведение исследования (делают
дети).
Проведение исследования (делают
дети).
Демонстрация исследования по теме
проекта.
Демонстрация исследования по теме
проекта.
Демонстрация исследования по теме
проекта.
4.29
4.30
4.31
4.32
5. Мы - юные
ученые.
15
3.3 Планируемые результаты освоения Программы
К
концу
обучения,
обучающиеся
овладевают
следующими
компетентностями:
Предметные:
умение соблюдать правил техники безопасности при проведении
экспериментов;
умение различать элементарные химические свойства предметов;
умение ориентироваться в основных природных и физических свойствах,
и явлениях;
умение создавать макеты и модели некоторых частей человеческого тела,
рыб, животных.
Межпредметные:
• умение организовывать собственную учебную деятельность: ставить цели,
планировать, строить гипотезы;
• умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения;
Личностные:
• умение формировать мотивацию и проявлять целеустремлённость;
• умение общаться и эффективно сотрудничать со сверстниками в процессе
образовательной и творческой деятельности.
4. Организационно-педагогические
программы
условия
4.1 Календарный учебный график.
Структура календарного учебного графика
Основные характеристики
образовательного процесса
Учебный год
Диагностика: начало года
Диагностика: конец года
Количество занятий в
неделю
Количество занятий в
месяц
Период
Количество
01.09.2023-30.06.2024
01.09.2023-13.09.2023
16.06.2024-30.06.2024
01.09.2023-30.06.2024
40 недель
2 недели
2 недели
2 занятия.
01.09.2023-30.06.2024
8 занятий
16
Количество
01.09.2023-30.06.2024
56 часов
(академических) часов в
год
Праздничные и выходные 04.11-2023 г. - День народного единства
дни
31.12.2024 - 08.01.2024 г. - Новогодние
каникулы
08. 03.2024 - Международный женский день
23.02. 2024 - День защитника Отечества
01.05. 2024 г. - Праздник Весны и Труда
09.05. 2024 День Победы
12.06.2024 - День России
4.2. Условия реализации программы
4.2.1 Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Название
Количество
Стол детский
Стол демонстрационный
Стулья детские
Стул взрослый
Шкафы для хранения методической литературы и
комплексов игровых приложений
Этажерки детские
Интерактивная панель
Магнитная доска
STEM-набор «Магнетизм»
Набор «Для начинающих исследователей»
Набор «Интересные эксперименты для
начинающих исследователей»
6 шт.
1 шт.
8 шт.
1 шт.
4 шт.
2 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
4.2.2 Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому
реализацию Программы
Должностные обязанности.
Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в
соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную
творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников
кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает
меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока
17
обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит
учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке
и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы
занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные
виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том
числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение,
осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися,
воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует
достижения
обучающихся,
воспитанников.
Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим
отклонения в развитии. Организует участие обучающихся воспитанников в
массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических
советов, объединений, других формах методической работы, в работе по
проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей
старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением
обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного
образования,
осуществляет
координацию
деятельности
педагогов
дополнительного образования, других педагогических работников в
проектировании развивающей образовательной среды образовательного
учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и
повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты,
18
регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка,
возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену,
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых
талантов, содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности,
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность
детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства,
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями,
лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии
педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к
образованию и
обучению
Высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования "Образование
и педагогические науки" или Высшее образование либо
среднее профессиональное образование в рамках иного
направления подготовки высшего образования и
специальностей
среднего
профессионального
образования
при
условии
его
соответствия
дополнительным
общеразвивающим
программам,
дополнительным предпрофессиональным программам,
реализуемым
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность, и получение при
необходимости после трудоустройства дополнительного
профессионального образования по направлению
подготовки
"Образование и педагогические науки"
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в
соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию
педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным
программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего
образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим
направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно
19
прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Соответствие образовательной программы высшего образования направленности
дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными
организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533)
4.2.3 Методические материалы
№ п/п
1
2
Учебно-методический материал
Беляк Е.А. Детская STEAM-лаборатория Sciense:
научные исследования. Образовательная авторская
программа по направлению Babyskills для детей 5-9
лет. М. 2021 г. 222с.
Инструкция «Эксперименты»
3
Набор карточек с описанием экспериментов
Кол-во
1 шт.
1 шт.
1 шт.
4.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Итоговая аттестация по Программе не проводится.
Для контроля уровня освоения дополнительной программы в начале и в
конце учебного года проводится диагностика.
Цель диагностики в начале года – выявить уровень знаний основных
природных и физических свойствах, и явлениях, умения сотрудничества со
сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности, умения
ставить цели, планировать, строить гипотезы, выбирать наиболее эффективные
способы решения задач,
Цель диагностики в конце года – выявление уровня усвоения содержания
Программы и проведение анализа.
Диагностика усвоения содержания Программы включена в периоды
образовательной деятельности и осуществляется через наблюдение, беседы,
опросы, продукты детской деятельности.
По
результатам
диагностики
заполняется
протокол
уровня
сформированности навыков.
Высокий уровень (В)
Знает и соблюдает правила безопасности. Хорошо ориентируется в основных
природных и физических свойствах, и явлениях. Без помощи педагога создает
макеты и модели некоторых частей человеческого тела, рыб, животных. Умеет
аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Проявляет целеустремлённость. Легко и эффективно работает в команде.
20
Средний уровень (С)
Знает и соблюдает правила безопасности. Ориентируется в основных
природных и физических свойствах, и явлениях на достаточном уровне. Макеты и
модели некоторых частей человеческого тела, рыб, животных в большинстве
случаев делает с помощью педагога. Не может самостоятельно, без помощи
педагога строить свои высказывания строить простейшие умозаключения. Не
всегда проявляет умение доводить начатое дело до кона. С трудом работает в
команде.
Низкий уровень (Н)
Не знает правила безопасности. Слабо ориентируется в основных природных
и физических свойствах, и явлениях. Не может понять последовательность
действий при выполнении задания. Не умеет аргументировать свои высказывания.
Не может работать в команде.
Результаты диагностики записываются в протокол.
Анализируются
полученные данные.
21
Протокол
уровня сформированности навыков игры и усвоения содержания
дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы естественно – научной направленности
«Экспериментариум «Мир удивительных открытий»
на ____/_____ учебный год.
№
п/п
ФИ ребенка
умение
соблюдать
правил техники
безопасности
Начало Конец
года
года
умение
ориентироватьс
я в основных
природных и
физических
свойствах, и
явлениях
Начало Конец
года
года
умение
создавать
макеты и
модели
некоторых
частей
человеческого
тела, рыб,
животных
Начало Конец
года
года
умение
организовыват
ь собственную
учебную
деятельность
Начало Конец
года
года
умение
аргументироват
ь свои
высказывания,
строить
простейшие
умозаключения
Начало Конец
года
года
умение
формировать
мотивацию
и
проявлять
целеустремлённ
ость
Начало Конец
года
года
умение
общаться и
эффективно
сотрудничат
ь со
сверстникам
и в процессе
образовател
ьной и
творческой
деятельност
и
Начало Конец
года
года
Список литературы
1. Беляк Е.А. Детская STEAM-лаборатория Sciense: научные исследования.
Образовательная авторская программа по направлению Babyskills для детей 59 лет. М. 2021 г. 222с.
2. Я познаю мир. Химия. Автор-составитель Л.А. Савина. -М.: Изд-во
«АСТ»,1999
3. Ольгин О.М. Забавная химия для детей. -М.: «Детская литература»