Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

28.09.2020

Растим творческую личность. Работа с детьми с ОВЗ

Сухомлинский отметил: Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…»

Проблемой развития детского изобразительного творчества у детей с ОВЗ занимались многие ученые. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей с ОВЗ средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, так как меняются многие точки зрения относительно условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

 В своей работе следую правилу: бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть детям  свои таланты, способствовать развитию личностного роста, достигать результатов должны мы, педагоги.

У детей с ОВЗ с задержкой развивается готовность руки к письму. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета.

Также наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, повышенная возбудимость нервной системы. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у учащихся, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. При этом я использую на занятиях  изобразительного искусства словесные методы, игровые, наглядные, ИКТ, метод коллективно-творческих дел. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребенка, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Приобщая детей, особенно тех, которые требуют особого внимания, к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - очень простая техника рисования.

Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей.

Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.).

Гуашевые краски наливаем в плоские тарелочки, обмакиваем пальцы и рисуем. Такая техника развивает ручную умелость, мелкую моторику, подготавливает руку к письму.

ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ - очень интересный игровой прием.

Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

А в итоге мы развиваем сенсорную сферу. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление

ТАМПОНИРОВАНИЕ - увлекательная техника!

Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, мы рисуем что–нибудь пушистое, легкое, воздушное, (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.)  Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев.

Результат - развитие мелкой моторики, пространственного мышления, чувства композиции, ритма, цвета, восприятия

 

РИСОВАНИЕ КЛЯКСАМИ.Хочу такой сайт

Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

Техника помогает развивать творчество, фантазию, глазомер, координацию

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования помогло мне с детьми, которые требуют повышенного внимания, достичь результатов:

· от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

· от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

· от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

· от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

· от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

· от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Исходя из полученного опыта могу с уверенностью сказать, что проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

· способствует снятию детских страхов у детей с ОВЗ;

· развивает уверенность в своих силах;

· развивает пространственное мышление;

· учит детей свободно выражать свой замысел;

· побуждает детей к творческим поискам и решениям;

· развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

· развивает мелкую моторику рук;

· развивает творческие способности, воображение и фантазию;

· во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

И пусть они не будут великими художниками, но они станут творчески мыслить, видеть и ценить прекрасное в этом сложном мире.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».