24.01.2021
Сенсорная комната: что это и для чего нужно?
Детство – это самый важный этап в жизни человека. Ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет формирование личности и каким будет познание окружающего мира в детстве, такую личность мы и получим в будущем.
Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, т.е. от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему. Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенькой которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий его мир.
Сенсорная комната позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств и является мощным инструментом для развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (память, внимание, мышление, речь).
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор».
Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:
· улучшению эмоционального состояния;
· снижению беспокойства и агрессивности;
· нормализации нервного возбуждения и тревожности;
· нормализации сна;
· активизации мозговой деятельности;
· ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Показания к занятиям в сенсорной комнате:
· различные психоневрологические проблемы; неврозоподобные состояния
· задержки психомоторного и речевого развития
· резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.
· аутизм (легкие формы)
· адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, смене места жительства, развод родителей и т.п.)
· школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации)
· явления нарушенного поведения (агрессивность, синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)
· нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость0
· психосоматические заболевания
· различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.
При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом или логопедом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы регулируется в зависимости от заболевания или особенностей ребенка, но не более4-4 человек. Предусмотрена возможность индивидуального подхода (занятия с одним ребенком).
Организация занятий происходит по этапам:
1. Ознакомительный. Знакомство детей с правилами и особенностями сенсорной комнаты.
2. Адаптационный. Главной особенностью этого этапа является самостоятельность ребенка. Дети, приходя в сенсорную комнату, сами выбирают себе зону и играют в ней. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности. Ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Роль педагога на этом этапе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
3. Основной. Развивающий этап, непосредственно проведение коррекционно-развивающей программы.
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
1. релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
2. активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Заключение
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.