Сенсорная комната

24.01.2021

Сенсорная комната: что это и для чего нужно?

Детство – это самый важный этап в жизни человека. Ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет формирование личности и каким будет познание окружающего мира в детстве, такую личность мы и получим в будущем.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, т.е. от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему. Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенькой которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий его мир.

Сенсорная комната позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств и является мощным инструментом для развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (память, внимание, мышление, речь).

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор».

Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:

· улучшению эмоционального состояния;

· снижению беспокойства и агрессивности;

· нормализации нервного возбуждения и тревожности;

· нормализации сна;

· активизации мозговой деятельности;

· ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Показания к занятиям в сенсорной комнате:

· различные психоневрологические проблемы; неврозоподобные состояния

· задержки психомоторного и речевого развития

· резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.

· аутизм (легкие формы)

· адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, смене места жительства, развод родителей и т.п.)

· школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации)Хочу такой сайт

· явления нарушенного поведения (агрессивность, синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)

· нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость0

· психосоматические заболевания

· различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом или логопедом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы регулируется в зависимости от заболевания или особенностей ребенка, но не более4-4 человек. Предусмотрена возможность индивидуального подхода (занятия с одним ребенком).

Организация занятий происходит по этапам:

1. Ознакомительный. Знакомство детей с правилами и особенностями сенсорной комнаты.

2. Адаптационный. Главной особенностью этого этапа является самостоятельность ребенка. Дети, приходя в сенсорную комнату, сами выбирают себе зону и играют в ней. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности. Ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Роль педагога на этом этапе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

3. Основной. Развивающий этап, непосредственно проведение коррекционно-развивающей программы.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

1. релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;

2. активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Заключение

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

Презентация сенсорной комнаты.pptx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».