Содержание 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативные основания формирования учебного плана 1.2. Программно-целевые основания 1.3. Структура учебного плана 2.Учебный план 1. Пояснительная записка Нормативные основания формирования учебного плана Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности. Учебный план построен в соответствии: Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155, зарегистрированным в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 07.2020 года N 373; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. 1.2. Программно-целевые основания 1.1. Учебный план БМАДОУ «Детский сад №7«Седьмое королевство» на 2023 – 2024 учебный год является Приложением №1 к Образовательной программе дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство», устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности. Основными задачами учебного плана являются: 1. Регламентирование образовательной деятельности в ДОО 2. Реализация объема образовательной нагрузки, определение её направленности, установления видов и форм организации, их количество в неделю и в год. 3. Реализация ФГОС ДО в организации образовательной деятельности в ДОО. Данный документ предусматривает образовательную деятельность, как специально организованную форму обучения, и он согласован с режимом пребывания ребенка в детском саду, гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в соответствии с физиологическим периодом развития. В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена образовательными программами, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; • потребности и интересы детей, а также возможности педагогического коллектива; • сложившиеся традиции образовательной организации. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы: 1. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет». Авторы Н.В. Дягилева, О. В. Закревская, О.В. Толстикова, О. А. Трофимова. Программа представлена в 2 частях: Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий, ранний возраст. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст. 2. Программа финансового воспитания дошкольников «Дети и денежные отношения». Автор Кузнецова Н.А. 1.2. Структура учебного плана В структуре учебного плана Образовательной организации выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования, часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. В учебный план включены пять направлений, обеспечивающих познавательное, речевое, социально-личностное, художественно - эстетическое и физическое развитие и образование детей. В каждой образовательной области определены виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО и направления реализации образовательных областей в соответствии с Программой. Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает: ‒ приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; ‒ формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; ‒ овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); ‒ обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); ‒ воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); ‒ воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; ‒ приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлена на: - усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; - развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; - формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; - развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; - развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде). Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на: ‒ развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; ‒ освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; ‒ формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; ‒ формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; ‒ формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; ‒ формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; ‒ формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. Образовательная область «Речевое развитие» включает: ‒ владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; ‒ формирование правильного звукопроизношения; ‒ развитие звуковой и интонационной культуры речи; ‒ развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; ‒ развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); ‒ ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; ‒ развитие речевого творчества; ‒ формирование предпосылок к обучению грамоте. художественная и Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: ‒ развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); ‒ становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; ‒ формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); ‒ формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); ‒ освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; ‒ реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); ‒ развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое). БМАДОУ «Детский сад №7«Седьмое королевство» работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов с 7.30 до18.00 В БМАДОУ «Детский сад №7«Седьмое королевство» функционирует 11 групп: Возрастная группа возрастная группа 2-3 (ранний возраст) возрастная группа 3-4 (младший дошкольный возраст) возрастная группа 4-5 лет (средний дошкольный возраст) возрастная группа 5-6 лет (старший дошкольный возраст) возрастная группа 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Колво 2 2 3 3 1 Образовательная деятельность строится на основе календарного учебного графика БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» на 2023-2024 учебный год: начало учебного года – 01.09.2023 г. окончание учебного года – 31.05.2024 г. продолжительность учебного года – 36 учебных недель. Образовательная деятельность проводится в соответствии с расписанием в утренние и вечерние часы. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность занятий не более 10 мин. и осуществляется в первую и вторую половину дня. Продолжительность занятий для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей от 1,5 до 3 лет не более 20 минут, для детей от 3 до 4 лет - не более 30, для детей от 4 до 5 лет - не более 40 минут, для детей от 5 до 6 лет 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна и для детей от 6 до 7 лет - 90 минут. Перерыв во время занятий для гимнастики не менее 2 минут. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда и педагога-психолога и учителя-дефектолога не входят в учебный план. 2.Учебный план Обязательная часть образовательной программы Образовательная область Организованная образовательная деятельность Формирование Познавательное элементарных развитие математических представлений) Ознакомление с окружающим миром Речевое развитие Развитие речи Музыка ХудожественноРисование эстетическое развитие Лепка Аппликация Физическое Физическая культура развитие Социально-коммуникативное развитие Всего занятий в неделю (обязательная часть) 2-3 года 3-4 года 4-5 лет Кол-во занятий в неделю 1 Кол-во занятий в неделю 1 Кол-во занятий в неделю 1 5-6 лет 6-7 лет Кол-во занятий Кол-во занятий в неделю в неделю 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 раз в две недели 1 раз в две недели 3 1 2 1 1 раз в две недели 1 раз в две недели 3 1 2 1 1 раз в две недели 1 раз в две недели 3 2 2 2 1 раз в две недели 1 раз в две недели 3 2 2 1 1 раз в две недели 1 раз в две недели 3 * 10 * 10 * 10 * 12 * 12 * образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности педагогов и детей ходе режимных моментов и интеграции с другими видами деятельности Часть, формируемая участниками образовательного процесса Образовательная область Программа Познавательное развитие «СамоЦвет» «Дети и денежные отношения» «СамоЦвет» «СамоЦвет» Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие «СамоЦвет» Социально«СамоЦвет» коммуникативное развитие Всего занятий в неделю 2-3 Кол-во занятий в неделю * 3-4 Кол-во занятий в неделю * 4-5 Кол-во занятий в неделю * 5-6 Кол-во занятий в неделю * 6-7 Кол-во занятий в неделю * - - - 1 1 * * * * * * * 1 1 1 * * * * * * * * * * 2 3 14 504 15 540 (часть, формируемая участниками образовательного процесса) Всего занятий в неделю Всего занятий за год 10 360 10 360 10 360 * Программа реализуется в совместной деятельности педагогов и детей в ходе режимных моментов, чтобы не превысить максимально допустимый объем образовательной нагрузки.