Положение о наставничестве (1)

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в БМАДОУ «Детский сад №7

«Седьмое королевство» (далее – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Уставом БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое
королевство» и определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления
наставничества.
1.2 Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной
работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового
стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со
специалистами, имеющими трудовой стаж не более 2 лет, а также воспитателями,
нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения воспитательно –
образовательного процесса.
1.3 Наставничество в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»
предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога
по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в
области воспитания и обучения.
1.4 В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в Учреждении.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся
в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества - это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных
на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на
поддержку его сильных сторон.
1.5 Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2

2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе, локальным нормативным актам
БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения
к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника,
наставляемого к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой
прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.6 Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство».
Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения
должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель
БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» в исключительных случаях
при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в БМАДОУ
«Детский сад №7 «Седьмое королевство» и замены их отсутствия.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников - реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей
непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и
социальному развитию педагогических работников, самореализации и
закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
3

2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
-содействовать созданию психологически комфортной образовательной среды
наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального,
творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
оказывать
помощь
в
освоении
цифровой
информационнокоммуникативной
среды,
эффективных
форматов
непрерывного
профессионального развития и методической поддержки педагогических
работников БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности в БМАДОУ «Детский сад №7
«Седьмое королевство», ознакомление с традициями и укладом БМАДОУ
«Детский сад №7 «Седьмое королевство», а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов,
в отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
знакомить педагогов,
в отношении которых осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и
работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно
и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности,
повышать свой профессиональный уровень.
3. Организация системы наставничества
3.1 Наставничество в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»
организуется на основании приказа заведующего.
3.2 Наставником может стать педагог из наиболее подготовленных
специалистов или воспитателей по следующим критериям:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
- опыт воспитательной и методической работы;
- стабильные результаты в работе;
4

- богатый жизненный опыт;
- способность и готовность делиться профессиональным опытом;
- стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.3 Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях экспертной
группы, согласовываются с заведующим и утверждаются на педагогическом совете
БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство».
3.4 Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого
специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Педагогического
Совета, приказом заведующего БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое
королевство» с указанием срока.
3.5 Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников:
- воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности;
- специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех
лет;
- воспитателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими
новых служебных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками;
- воспитателей, нуждающихся в
дополнительной
подготовке
для
проведения
образовательной деятельности
в определенной группе (по
определенной тематике).
3.6 Замена наставника производится приказом заведующего БМАДОУ
«Детский сад №7 «Седьмое королевство» в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.7 Показателями оценки эффективности работы наставника является
выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период
наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового
контроля.
3.8 Для мотивации к работе наставнику устанавливается надбавка к заработной
плате из стимулирующего фонда в соответствии с Положением.
3.9 По инициативе наставников может быть создан орган общественного
самоуправления – Совет наставников.
4. Обязанности наставника
4.1 Знать требования законодательства в сфере образования, нормативные акты,
определяющие права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности.
4.2 Изучать:
- деловые и нравственные качества молодого специалиста;

5

-отношение молодого специалиста к проведению образовательной
деятельности, коллективу БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»,
воспитанникам и их родителям;
- его увлечения, наклонности.
4.3 Вводить в должность.
4.4Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать
самостоятельное
проведение
молодым
специалистом
образовательной
деятельности, мероприятий.
4.5Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
4.6 Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного
проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно
устранять допущенные им ошибки.
4.7 Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным
примером, корректировать его поведение в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое
королевство», привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
4.8 Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его
поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
4.9 Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста,
составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении
адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
4.10 Педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста
начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами
воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации
воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными
особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и
востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогических
целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает
позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего
педагога.

6

5. Права наставника
5.1 Подключать с согласия заведующего, старшего воспитателя и других
сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.
5.2 Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в
письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста
6.1 Изучать Закон РФ "Об образовании", нормативные акты, определяющие его
служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы БМАДОУ
«Детский сад №7 «Седьмое королевство» и функциональные обязанности по
занимаемой должности.
6.2 Постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
6.3 Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним.
6.4 Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.5 Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим
воспитателем.
7. Права молодого специалиста
7.1 Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
7.2 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
7.3 Посещать методические мероприятия, связанные с педагогической
деятельностью.
7.4 Повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника
8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается
на старшего воспитателя БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство».
8.2 Старший воспитатель обязан:
- представить назначенного молодого специалиста воспитателям БМАДОУ
«Детский сад №7 «Седьмое королевство», объявить приказ о закреплении за ним
наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого
специалиста и его наставника;
- посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и
молодым специалистом;
-оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с молодыми специалистами;
7

- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»;
- определить меры поощрения наставников.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1 К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
 настоящее Положение;
 приказ заведующего БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» об
организации наставничества;
 годовой планы работы БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»;
 протоколы заседаний Педагогического Совета, группы наставников, на
которых рассматривались вопросы наставничества;
 методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.

8

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».