1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» и определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества. 1.2 Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 2 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения воспитательно – образовательного процесса. 1.3 Наставничество в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения. 1.4 В Положении используются следующие понятия: Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в Учреждении. Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная программа наставничества - это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 1.5 Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются: 1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; 2 2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; 3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе, локальным нормативным актам БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»; 4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; 5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; 6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; 7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; 8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; 9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.6 Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство». Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» и замены их отсутствия. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 3 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: -содействовать созданию психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; оказывать помощь в освоении цифровой информационнокоммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»; содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов; оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство», ознакомление с традициями и укладом БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство», а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 3. Организация системы наставничества 3.1 Наставничество в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» организуется на основании приказа заведующего. 3.2 Наставником может стать педагог из наиболее подготовленных специалистов или воспитателей по следующим критериям: - высокий уровень профессиональной подготовки; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - опыт воспитательной и методической работы; - стабильные результаты в работе; 4 - богатый жизненный опыт; - способность и готовность делиться профессиональным опытом; - стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.3 Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях экспертной группы, согласовываются с заведующим и утверждаются на педагогическом совете БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство». 3.4 Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Педагогического Совета, приказом заведующего БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» с указанием срока. 3.5 Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников: - воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности; - специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет; - воспитателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками; - воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике). 3.6 Замена наставника производится приказом заведующего БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу подшефного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.7 Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля. 3.8 Для мотивации к работе наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из стимулирующего фонда в соответствии с Положением. 3.9 По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления – Совет наставников. 4. Обязанности наставника 4.1 Знать требования законодательства в сфере образования, нормативные акты, определяющие права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. 4.2 Изучать: - деловые и нравственные качества молодого специалиста; 5 -отношение молодого специалиста к проведению образовательной деятельности, коллективу БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство», воспитанникам и их родителям; - его увлечения, наклонности. 4.3 Вводить в должность. 4.4Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом образовательной деятельности, мероприятий. 4.5Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь. 4.6 Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки. 4.7 Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство», привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора. 4.8 Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия. 4.9 Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 4.10 Педагог-наставник: - содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; - обеспечивает атмосферу взаимопомощи; - координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей; - оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ; - передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство; - знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями; - консультирует по подбору и использованию педагогических целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. 6 5. Права наставника 5.1 Подключать с согласия заведующего, старшего воспитателя и других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста. 5.2 Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. 6. Обязанности молодого специалиста 6.1 Изучать Закон РФ "Об образовании", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» и функциональные обязанности по занимаемой должности. 6.2 Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 6.3 Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6.4 Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень. 6.5 Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого специалиста 7.1 Защищать свою профессиональную честь и достоинство. 7.2 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.3 Посещать методические мероприятия, связанные с педагогической деятельностью. 7.4 Повышать квалификацию удобным для себя способом. 8. Руководство работой наставника 8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство». 8.2 Старший воспитатель обязан: - представить назначенного молодого специалиста воспитателям БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство», объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; - посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом; -оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; 7 - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»; - определить меры поощрения наставников. 9. Документы, регламентирующие наставничество 9.1 К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; приказ заведующего БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» об организации наставничества; годовой планы работы БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство»; протоколы заседаний Педагогического Совета, группы наставников, на которых рассматривались вопросы наставничества; методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству. 8 9 10