1 модуль

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мастерская сказки» является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование
модулей по текущему году обучения.
Модуль 1 «Основы актерского мастерства» направлен на развитие основных навыков и
способностей самовыражения через слова. Развитие диапазона голоса, работа над дыханием и
дикцией, изучение логико-интонационных закономерностей - вот основные задачи дисциплины.
Речь любого актёра должна быть чистой, чёткой, внятной и охватывающей глубину зала, это
неотъемлемые качества, необходимые для сценической деятельности. Однако они необходимы и
в жизни, следовательно, их развитие благотворно влияет и на внесценическую деятельность
ребёнка. В первую очередь изучается сама работа артикуляционной системы организма: мимика,
дыхание, работа с тембром голоса. И в последствии развиваются дикция, эмоциональная окраска
речи, и т.д.
Цель - формирование у дошкольников элементарных знаний о театральном искусстве.
Задачи модуля
Обучающие:
• Постановка правильного сценического дыхания;
• Развитие мимики, разработка мимических мышц лица;
• Получение навыков эмоционального окрашивания реплик.
Развивающие:
 Совершенствовать грамматический строй речи учащегося, его звуковую культуру,
речевую выразительность.
• Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей;
• Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью.
Воспитательные:
• Развитие общей культуры речи.
 способствовать выработке усидчивости, терпения, аккуратности, стремления
довести начатое дело до конца.
Планируемые результаты освоения учащимися 1 модуля
Обучающие:
• Значение понятий «дыхательный аппарат», «артикуляция», «дикция», «мимика»;
• Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого аппаратов, а так же
артикуляционных мышц лица;
• Упражнения для разминки, необходимой чтецу перед выходом на сцену.
Развивающие:
• Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения оптимального звука
во время работы на сцене;
• Управлять мышцами лица для отражения различных эмоциональных окрасов речи;
• Правильно и уверенно произносить реплики на сцене;
Воспитательные:
 сформировать умения детей выразительности то, что для них интересно и эмоционально
значимо;
 дети эмоционально раскрепощены и не боятся выступлений
 Чётко и правильно произносить слова, а так же их сложные сочетания;
• Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях (репликах);
• Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания,
предложения, монологи.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:

- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- разработки бесед.
Дидактическое обеспечение:
- картинки на тему «Эмоции»;
- картинки для составления рассказов.
1 год обучения
Учебно- тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Театр как вид искусства

4

1

3

2.

Сценическое движение, дыхание.

10

3

7

3.

Сценическая речь, мимика.

10

2

8

Всего учебных часов:

24

6

18

Календарно тематическое планирование
Дата

тема

сентябрь Театр как вид
искусства

Кол
– во
часо
в
2

Содержание

Форма контроля

Знакомство с основными
понятиями театра.
- Что такое театр?
Виды театров.
- С чего начинается театр?

Беседа,
педагогическое
наблюдение.

примечан
ие

октябрь

Театр как вид
искусства

2

Сценическое
движение,
дыхание.

2

Сценическое
движение,
дыхание.

2

Сценическое
движение,
дыхание.

2

Сценическое
движение,
дыхание.

2

Сценическое
движение,
дыхание.

2

Что означают слова: фойе,
гардероб, занавес, режиссер,
кукловод, репетиция, антракт?
Игры – загадки про театр.
Театральные профессии.
Знакомство с основными
театральными профессиями
- Знакомство с театральными
профессиями и их важность.
- Знакомство с устройством
театра изнутри.
- Для чего в театре нужен гример,
костюмер, декоратор.
Игровая деятельность.

импровизация,
опрос.

Понятие «пластика» как
выразительное средство.
Знакомство с дыхательными
упражнениями
Игровая деятельность,
выполнение упражнений на
дыхание, силу голоса.
(игры с трубочкой и бумагой,
игры с шариком, перышком ,
игра «Громче – тише»…..)
Просмотр спектакля.
Для чего необходимо на сцене
грамотно дышать. Знакомство с
дыхательными и
артикуляционными
упражнениями;
артикуляционная гимнастика;
игра «Перебежки»;
скороговорки;
пальчиковые игры;
игра «Веселый бубен»,
Игра «Эхо»
Упражнения на укрепление
мышц, участвующих в речевом
процессе.
Работа над речевым аппаратом
упражнения: «Звуки», «Хм»,
«Шарик».

педагогическое
наблюдение.

Упражнения на рождение звука:
учимся слышать разные
интонации в речи.
игра «Бамбук», «Корни»,
«Тряпичная кукла», «Фонарь».
Упражнения на снятие
мышечных и психологических
зажимов
Упражнение на расслабление
речевого аппарата. Работа над
боязнью выступлений,
застенчивостью.

педагогическое
наблюдение.

педагогическое
наблюдение.

Беседа,
педагогическое
наблюдение.

Беседа,
педагогическое
наблюдение.

упражнения «Марионетка»,
«Расслабляющий массаж»,
«Железное тело», «Шалтайболтай» и т.д.

ноябрь

Сценическая
речь, мимика.

2

Игры: «Мимы», «Эмоции»,
«Подарки».
Проявляем эмоции при игре.
Учимся говорить четко, громко и
эмоционально.
Постановка маленьких сценок –
ситуаций.
Вместе находим пути выхода из
проблемных предложенных
ситуаций – рассуждаем.

педагогическое
наблюдение.

Сценическая
речь, мимика.

2

педагогическое
наблюдение.

Сценическая
речь, мимика.

2

Сценическая
речь, мимика.

2

Сценическая
речь, мимика.

2

Беседа «Эмоции на сцене, их
проявление через мимику».
Проявление эмоции при игре.
Сравнение эмоций.
Учимся считывать эмоции с лица
актера.
Постановка маленьких сценок –
ситуаций.
Мимическая гимнастика. Беседа
«Артикуляционная разминка в
жизни актера».
Показать, что профессия актера
требует постоянной работы над
собой.
Доведение до автоматизма
потешек, скороговорок,
гимнастики для языка.
Гласные и согласные звуки.
Тренировка гласных и согласных
звуков.
Слышим разницу, где звук
тянется, а какие звуки встречают
препятствие.
Упражнение «Комбайн».
Упражнения по скороговоркам и
чистоговоркам. Разучивание
простых скороговорок с
постепенным увеличением
скорости.
Увеличение темпа при
рассказывании скороговорок.
Работа над стеснением при
выступлении перед группой.
Учимся правильно реагировать на
неудачи выступающего и свои.

итого

24

педагогическое
наблюдение.

педагогическое
наблюдение.

Беседа,
педагогическое
наблюдение.

2 год обучения
Учебно –тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Театр как вид искусства

4

1

3

2.

Сценическое движение, дыхание.

10

3

7

3.

Сценическая речь, мимика.

10

2

8

Всего учебных часов:

24

6

18

Календарно тематическое планирование
Дата

тема

Кол –
во
часов
2

Содержание

Форма
контроля

Закрепление основных понятий в
театре. Виды театров.

Беседа

Театр как вид
искусства

2

Театральные профессии.
Игры с воображаемым объектом,
разыгрывание по ролям стихотворения
«Кто как считает?».
Повторение основных театральных
профессий, их важность.
Знакомство с устройством театра
изнутри.
Для чего в театре нужен гример,
костюмер, декоратор.
Игровая деятельность.

Опрос,
педагогическо
е наблюдение.

Сценическое
движение,
дыхание.
.

2

педагогическо
е наблюдение.

Сценическое
движение,
дыхание.
.

2

Понятие «пластика» как
выразительное средство. Передача
настроения движением тела,
пластикой.
Изображение действия, угадывание
настроения героя.
Игра-пантомима «Медвежата»
Беседа на тему: «Для чего необходимо
на сцене грамотно дышать».
Знакомство с дыхательными и
артикуляционными упражнениями.
Артикуляционная гимнастика; игра
«Перебежки»;
скороговорки;
пальчиковые игры;
Игра: «У зеркала».
Ролевая гимнастика у зеркала.

сентябрь Театр как вид
искусства

педагогическо
е наблюдение.

примечан
и
е

октябрь

ноябрь

Сценическое
движение,
дыхание.
.

2

Упражнения на укрепление мышц,
участвующих в речевом процессе..
Разработка речевого аппарата
Игра-пантомима
«Был у зайца огород»
Упражнения для языка, щек.

педагогическо
е наблюдение.

Сценическое
движение,
дыхание.
.

2

педагогическо
е наблюдение,
контрольное
упражнение.

Сценическое
движение,
дыхание.
.

2

Сценическая
речь, мимика.

2

Сценическая
речь, мимика.

2

Сценическая
речь, мимика.

2

Упражнения, направленные на
взаимосвязь дыхания и голосового
аппарата.
Расслабление речевого аппарата.
Работа над боязнью выступлений,
застенчивостью.
упражнения «Марионетка»,
«Расслабляющий массаж», «Железное
тело»
Упражнения на снятие мышечных и
психологических зажимов
Работа над речевым аппаратом.
Упражнения: «Звуки», «Хм»,
«Шарик».
Постановка сценок .
Беседа «Артикуляционная разминка в
жизни актера».
Проговаривание диалога с различными
интонациями.
Учимся проявлять эмоции при игре.
Сравнение эмоций.
(считывание эмоций с лица актера.
Постановка маленьких сценок –
ситуаций.
(упражнения «Марионетка»,
« Громко – тихо» и т.д.).
«Что мы делали, не скажем, но зато мы
вам покажем» Игры на мышечное
напряжение и расслабление
Расслабление и напряжение и мышц с
помощью игровых упражнений.
Игровая деятельность, выполнение
упражнений на мимику, силу голоса.
Просмотр спектакля.
Постановка сценок
Постановка сценок.
Раскрепощение детей с помощью игр –
инсценировок.
Игры: «Эмоции», «Сюрприз», «Я
дарю тебе….»

Сценическая
речь, мимика.

2

Сценическая
речь, мимика.

2

Тренировка мышц языка, нижней
челюсти
Расслабление и напряжение и мышц с
помощью игровых упражнений.
Практика: упражнения для губ
«Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»
Упражнения по скороговоркам и
чистоговоркам. Разучивание

педагогическо
е наблюдение.

педагогическо
е наблюдение.

педагогическо
е наблюдение.

Педагогическ
ое
наблюдение,
контрольное
упражнение.
педагогическо
е наблюдение.

педагогическо
е наблюдение.

скороговорок с постепенным
увеличением темпа.
Тренировка на увеличение темпа при
рассказывание скороговорок. Работа
над стеснением при выступлении
перед группой .
Учимся правильно реагировать на
неудачи выступающего и свои.
упражнения для языка: «Уколы»,
«Змея», «Коктейль».
итого

24

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».